Минфин России подготовил проект федерального закона, направленный на комплексное реформирование системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Соответствующий документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Выделим ключевые моменты предлагаемых изменений.

Предполагается установить, что возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, принадлежащему гражданину, будет осуществляться по общему правилу путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком и с которой у страховщика заключен договор. Исключение предусмотрено, например, для случая, когда по письменному согласованию потерпевшего со страховщиком выбран иной способ возмещения вреда, причиненного принадлежащему гражданину легковому автомобилю.

При таком страховом возмещении не будет учитываться износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Требования к организации восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств должен будет установить Банк России с учетом доступности станций технического обслуживания, примерных сроков ремонта, марок обслуживаемых транспортных средств, возможности сохранения гарантии предприятия-изготовителя и иных критериев, перечисленных в проекте.

В случае невозможности организации страховщиком восстановительного ремонта транспортного средства с соблюдением установленных Банком России требований потерпевший вправе выбрать либо страховую выплату в денежной форме, либо согласиться на восстановительный ремонт на предложенной страховщиком станции технического обслуживания, не обеспечивающей выполнение установленных требований. Такое согласие должно быть письменным.

Ответственность за надлежащее выполнение станцией технического обслуживания работ по восстановительному ремонту возлагается на страховщика. Определен проектом и порядок устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, выявленных потерпевшим при приемке транспортного средства на станции технического обслуживания, либо в течение установленного гарантийного срока (который согласно документу не может составлять менее двух месяцев).

Расходы на ремонт как и раньше будут определяться в соответствии с Единой методикой, утверждаемой Банком России. В то же время проектом вводятся требования к периодичности обновления справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ, данные которых используются при определении размера расходов на восстановительный ремонт. Они должны будут обновляться один раз в полгода.

Проектом определены случаи, при которых страховое возмещение осуществляется исключительно в денежной форме. К ним отнесены: полная гибель транспортного средства, превышение стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над страховой суммой по договору, причинение вреда имуществу, не являющемуся транспортным средством, урегулирование требований по страхованию в рамках международных систем страхования.

Уточнен перечень случаев, когда у страховщика, осуществившего страховую выплату потерпевшему, появляется право регрессного требования к лицу, причинившему вред. При этом указывается, что такое требование в отношении возмещения вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате дорожно-транспортного происшествия с участием указанного транспортного средства, а также к его родственникам и наследникам.

Предусмотрено повышение максимального размера страховой выплаты по ОСАГО на основании европротокола (с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.).

В части заключения договора ОСАГО вводится требование о том, что заполнение на сайте страховщика в сети "Интернет" заявления о заключении такого договора и уплата страховой премии должны производится самим владельцем транспортного средства, в отношении которого заключается договор обязательного страхования. Кроме того, уточняется перечень документов, которые необходимо предоставить для заключения договора ОСАГО.

Также проектом предусматривается, что заключить договор обязательного страхования на новый срок владельцы транспортных средств обязаны до истечения срока действия договора обязательного страхования.

Поправки затрагивают и ряд других моментов. В частности, уточняется порядок осуществления компенсационных выплат. А в отношении заключения договоров ОСАГО на основании государственных и муниципальных контрактов, заключаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проектом уточняется, что расчет страховой премии по таким договорам осуществляется в соответствии со страховыми тарифами, действовавшими на дату размещения документации о закупке.

Публичное обсуждение проекта продлится до 14 октября 2016 года.