Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2023 г. N 82-УДП22-17-К7

Постановлением зампрокурора области уголовное дело, возбужденное по п. "а" ч. 2 ст. 238 УК РФ, было передано из МСО областного СУ СК России в СУ УМВД России по той же области для дальнейшего расследования. Передача была обусловлена тем, что следователи МВД уже длительное время расследовали взаимосвязанное уголовное дело в отношении тех же лиц (незаконный оборот немаркированного алкоголя и табачной продукции, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья человека). Уголовные дела были соединены в одно.

Однако суд вернул расследованное дело прокурору области в порядке ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий рассмотрения его судом, поскольку, по мнению суда:

- уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 238 УК РФ, отнесены к исключительной подследственности следователей Следственного комитета РФ в соответствии с подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ,

- поэтому принятие решения вышестоящим прокурором о передаче уголовного дела по указанной статье для производства предварительного следствия следователю органа внутренних дел противоречит требованиям п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, которая такой возможности для прокурора не предусматривает.

С этой позицией согласился и кассационный суд, постановление которого было обжаловано в Верховном Суде РФ заместителем Генерального прокурора РФ.

Соглашаясь с доводами кассационного представления, Верховный Суд РФ отметил следующее:

- полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве не ограничены указанными в ст. 37 УПК РФ и регламентированы также другими нормами уголовно-процессуального законодательства. В частности, согласно положениям ст. 151 УПК РФ при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной названной статьей (ч. 7); споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор (ч. 8);

- по смыслу закона, с учетом системного толкования положений п. 12 ч. 2 ст. 37 и ч. 7 ст. 151 УПК РФ, прокурор не только вправе изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи, но и обладает дискреционными полномочиями по изъятию уголовного дела у следователя Следственного комитета РФ и передаче его органу предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) в тех случаях, когда с учетом конкретных обстоятельств уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, такое соединение мотивировано целью соблюдения конституционных прав участников процесса, в том числе на доступ к правосудию и разумный срок уголовного судопроизводства, обеспечения всесторонности, объективности и полноты расследования;

- в ходе разрешения вопроса о соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, необходимо исходить из единства процессуального статуса следователей всех органов предварительного расследования, ни один из которых не наделен преимуществом, исходя из требований ч. 7 ст. 151 УПК РФ.

______________________________________