Обобщение судебной практики проведено в соответствии с планом работы судебного участка мирового судьи Домбаровского района Оренбургской области за 11 месяцев 2015 года на основе изучения поступивших в судебный участок дел об административных правонарушениях.
В ходе обобщения изучено 23 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассмотренных мировым судьёй Домбаровского района в указанный период 2014- 2015 г.г.
В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ уполномоченные государственные органы (должностные лица) вправе осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении граждан, должностных лиц и организаций по вопросу соблюдения ими законодательства Российской Федерации.
Федеральный законот 08.08.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" определяет государственный надзор как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Однако, понятие государственного надзора не ограничивается данным определением, поскольку в соответствии со
ст.1названного Закона, его положения не применяются к отношениям, связанным с проведением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного контроля и т.д.
При осуществлении деятельности по государственному надзору (контролю) уполномоченными органами (лицами) могут выноситься обязательные для исполнения предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений тех или иных норм закона.
Статья 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Учитывая специфику правоотношений, возникающих между органами государственного надзора (контроля) и поднадзорными органами (лицами), правонарушения, предусмотренные
ст.19.5КоАП РФ, включены в главу "Административные правонарушения против порядка управления".
Объектом правонарушения, предусмотренного
ст.19.5 КоАП РФ, выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного надзора (контроля).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного
ст.19.5КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Согласно ст. 23.1 КоАП РФ административные дела, предусмотренные ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.
Обобщение судебной практики показало, что в 2015 году мировым судьёй Домбаровского района рассмотрено 12 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ. Дела данной категории рассмотрены в установленные законом сроки. Из них привлечено к административной ответственности граждан – 1 лицо, должностных лиц - 7, юридических лиц - 4. Всего в указанный период по ст. 19.5 КоАП РФ мировым судьей вынесено 12 постановлений: 2 постановления по ст. 19.5 ч. 25 КоАП РФ по протоколам инспекции Орского межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору об устранении нарушений в сфере государственного земельного надзора в отношении физического и должностного лица; 2 постановления по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ по протоколам инспекции Орского межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору об устранении нарушений в сфере карантина растений в отношении двух должностных лиц; 5 постановлений по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ по протоколам Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора об устранении нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении двух юридических и трех должностных лиц; 1 постановление по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ по протоколу инспектора ОГИБДД ОеМВД России по Домбаровскому району в сфере безопасности дорожного движения в отношении юридического лица; 2 постановления по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ по протоколу министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об устранении нарушений в сфере природоохранного законодательства в отношении должностного и юридического лица.
За аналогичный период 2014 года мировым судьёй Домбаровского района рассмотрено 11 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ. Из них привлечено к административной ответственности должностных лиц - 9, юридических лиц - 2. Всего в указанный период по ст. 19.5 КоАП РФ мировым судьей вынесено 11 постановлений: 1 постановление по ст. 19.5 ч. 12 КоАП РФ государственной инспекции Домбаровского района по пожарному надзору в отношении юридического лица; 5 постановлений по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ по протоколам инспекции Орского межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору об устранении нарушений в сфере государственного земельного надзора, карантина растений в отношении пяти должностных лиц; 5 постановлений по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ по протоколам Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора об устранении нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении одного юридического и четырех должностных лиц.
По сравнению с 2014 годом количество рассмотренных в 2015 году административных дел по ст. 19.5 КоАП РФ увеличилось на 1 дело.
По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (
ч. 1 ст. 25.1КоАП РФ).
Исходя из положений
ч. 2и
ч. 3 ст. 25.1КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (
ч. 3 ст. 25.1КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно Пленума Верховного Суда РФ (
п. 6постановления от 24.03.2005 N 5), лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.
Обобщение судебной практики свидетельствует, что в 2015 году мировым судьей судебного участка Домбаровского района рассмотрено 4 административных дела с участием лица, привлекаемого к административной ответственности и 8 дел в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, данные лица о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
При рассмотрении административных дел к должностным лицам мировой судья относил лиц совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных функций руководители, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
По общему правилу дела об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч.1 ст.29.5 КоАП РФ). Однако, если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие. Поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по выполнению в установленный срок законного предписания (Постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, территориальная подсудность таких дел определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность.
При рассмотрении административных дел указанной категории мировым судьёй проверялись законность предписания органа, должностного лица осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства, их полномочия на проведение проверочных мероприятий в отношении лиц, привлекаемых к административной ответственности.
По всем рассмотренным делам об административных правонарушения, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ мировым судьей назначено наказание в виде минимального размера административного штрафа. При этом в постановлении мирового судьи указывалась информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа (
ст. 29.10КоАП РФ).
По всем административным делам велись протоколы судебных заседаний.
При назначении административного наказания физическим и должностным лицам учитывались характер совершенного ими правонарушения, личность виновных, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывался характер совершенного им правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
При рассмотрении административных дел данной категории мировым судьёй в случае привлечения к административной ответственности должностных лиц применялся срок давности привлечения к административной ответственности - один год со дня истечения срока, установленного для исполнения конкретного мероприятия в предписании.
При рассмотрении административных дел в случае привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц применялся трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
Случаев нарушения срока давности привлечения к административной ответственности не было.
Постановления, вынесенные мировым судьёй Домбаровского района по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ не обжаловались.
Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения мировым судьёй Домбаровского района не выносились.
Вывод: мировым судьей подготовка дел об административных правонарушениях, предусмотренных 19.5 КоАП РФ, проводится своевременно и на должном уровне. Участники процесса извещаются надлежащим образом.
Постановления по делам об административных правонарушениях указанной категории соответствуют требованиям
ст. 29.10КоАП РФ.
Мировой судья А.М.Рыжков
Исп. помощник судьи Г.А.Мурзакова
тел. 8(353)672-11-30